Прошла вторая неделя Великого поста. Традиционно каждый год во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста православные христиане вспоминают усопших родных и близких православных христиан, именуя субботу родительской.
Это дни удивительны сами по себе и особенно удивительны для людей неверующих, которые привыкли воспринимать своих усопших близких с болью и печалью, но при этом с угнездившейся в уме мыслью уже случившегося безвозвратного расставания и фатальной трагедии.
Сознание светского человека не может вместить мысль о смерти как о временном явлении, о том, что смерть была побеждена однажды более 2000 лет назад на Кресте и будет побеждена снова во Втором Пришествии Спасителя.
Сама мысль о смерти и болезни пугает светского человека с «верой в душе», нарушая его хрупкие планы на будущее. Она вторгается в его жизнь смертью родных и близких, заставляя вольно или невольно проецировать ее на себя. Для секулярного восприятия смерти характерно убегание от факта реальности личной смерти.
Так было не всегда. Первые христиане не воспринимали смерть как невосполнимую реальность, так как были сами готовы в любой момент отдать свою жизнь за Христа. Это пренебрежение жизнью и желание жить со Христом в вечности порой заставляла церковные власти увещевать верных не нарываться на добровольное мученичество, а то и прямо запрещать.
Время родительской субботы – это время еще раз сугубо вспомнить своих умерших родных. Ведь после своей кончины они нуждаются в нашем внимании, но не в виде красивых надгробий, большого количества цветов или шикарно накрытых столов для родственников, а в виде простой молитвы и дел милосердия в память о них, что дороже всех теплых слов, тостов и фотографий в рамках.
Святой евангелист Лука напоминает нам: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Подтверждая эту мысль, великий архипастырь Кавказа святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «…смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной, временной жизни в вечность».
И наша память об ушедших, наша молитва к Богу – это живое общение с живыми людьми в вечности, в Боге.
Священник Антоний Скрынников, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Ставропольского государственного педагогического университета