Кавказский геополитический клуб начинает серию интервью с представителями традиционных религий. Сегодня у нас в гостях – главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии, старший преподаватель кафедры философии и культурологии СГПИ, священник Антоний Скрынников.
– Отец Антоний, первый вопрос, может быть, в чем-то провокационный: уместно ли говорить о православии как о традиционной для Кавказа религии?
– Почему нет? Я даже скажу больше — это исконная вера Кавказа. Еще до появления ислама в этом регионе христианство было распространено среди осетин, адыго-черкесов и абхазов, следы христианства видны в народной культуре чеченцев и ингушей.
Вот как об этом писал приснопамятный митрополит Гедеон (Докукин): «В VI веке Византией правил Юстиниан Великий. Он сыграл огромную роль в распространении христианства среди населявших Северный Кавказ адыгов. Юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыге приняли его от греков без сопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов».
И таких примеров и исторических фактов можно привести много.
– В чем основные проблемы православной миссии на Кавказе?
– Сложный вопрос, так как Кавказ неоднороден. Наверное, главная проблема в том, что Церкви на Кавказе приходится не только проповедовать, но и много сил и времени отдавать другим направлениям.То есть не только заниматься миссией, но и реализовывать множество социальных проектов, работать с многочисленными мигрантами, стараться остановить отток русского населения из некоторых регионов Кавказа и районов Ставропольского края. Это все, безусловно, важно, но при этом является несвойственными задачами Церкви.
Кроме того, как это ни печально и ни тривиально, зачастую хорошие миссионерские проекты требуют не только энтузиазма, но и серьезных финансовых средств, которых нет.
– Как можно решить указанные Вами проблемы? Нужна ли Церкви поддержка государства?
– Поддержка нужна и в идеологическом, и в политическом, и в финансовом аспекте. Во всех епархиях Кавказа реализуется большое количество проектов, без которых государству просто не обойтись. Это и крупнейшая сеть реабилитационных центров для наркозависимых, и пастырская работа с заключенными и людьми из группы риска – полицейскими и военными, и многое другое.
Нельзя не вспомнить и Ставропольский форум ВРНС, который открывал Святейший Патриарх в 2012 году. Уже прошло три форума, ведется работа по подготовке четвертого. Реализовать такой мощный проект одними церковными силами было бы просто нереально.
– Каковы перспективы православия в СКФО?
– Перспективы есть. Во-первых, нужно сказать о положительной стороне решения Первосвятителя по разукрупнению епархий. Когда-то Ставропольская епархия включала в себя огромные территории российской части Кавказа, Калмыкии, Азербайджана. Это советское наследие: отсутствие достаточного количества архиереев вынуждало священноначалие создавать такие гигантские епархии. И мы прекрасно понимаем, что каким бы талантливым и инициативным ни был архиерей, управлять приходами в том же Азербайджане, находясь в Ставрополе, практически невозможно.
Сейчас ситуация совершенно иная. Только на территории Ставропольского края – целых три епархии. Архиереи имеют возможность посещать самые отдаленные и малочисленные приходы, больше времени уделять личному общению с паствой.
Во-вторых, мы видим, что в храмы приходит больше молодежи. Это не просто дежурные слова. Те, кто посещают храм регулярно, говорят, что за последние годы количество молодых людей на воскресном богослужении значительно выросло. А там, где молодежь, там и будущее.
– Актуальна ли для СКФО тема неоязычества? Как с ним бороться?
– Тема неоязычества актуальна для всей страны. Не надо быть пророком, чтобы спрогнозировать количественный рост адептов этого направления в ближайшие годы. Может быть, я неправ, но мой опыт подсказывает, чтородноверы станут большей головной болью, чем «Свидетели Иеговы» и неопятидесятники. Уже сейчас эта тема занимает значительную часть рабочего времени сотрудников Центра противодействия экстремизму.
Я знаю: имеются оперативные данные, что некоторые родноверческие структуры из Центральной России пытаются найти выходы на бандподполье Северного Кавказа. Эти контакты имеют общую идеологическую базу – и те и другие считают своим врагом государство. Ваххабиты для некоторых родноверов – это прямой путь поставок огнестрельного оружия.
К сожалению, это движение активно разрастается и пополняется именно молодежью. Людей более взрослого возраста там встретишь нечасто. Мало кто из образованных людей захочет прыгать через костер, обниматься с деревьями и верить сказкам «Велесовой книги» – несомненной подделки XX века.
Мало того, могу поделиться своим небольшим исследованием. Я по светской специальности – социолог, и как-то провел вторичное исследование аккаунтов родноверов в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Результат был потрясающий: более 70% участников этого движения оказались учащимися ПТУ, а не университетской молодежью.
Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба