КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ГАРАНТ ВЕРЫ

10 марта (по новому стилю) мы вспоминаем память святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского. Это удивительный святой, который жил в неразделенной Церкви, Патриарх, чья безукоризненная жизнь во Христе была бесспорна.

Вспомнить об этом угоднике Божием нас заставляет позиция нынешних константинопольских иерархов, которые, по моему частному мнению, вместо собирания разобщают единство Церквей. Достаточно вспомнить события с участием Константинополя в жизни Эстонской или Чешской Церквей.

Жизнеописание святителя Тарасия представляет нам благообразного юношу, получившего хорошее образование, воспитание и имеющего добрый нрав. Святой Патриарх Павел, на чье правление пришлись иконоборческие волнения и споры, оставив свой высокий пост, предложил себе в преемники именно его – обычного мирянина Тарасия. Понимая всю ответственность и проблемы, с которыми он столкнется, святой Тарасий дипломатично отказывался от этого предложения, не считая себя достойным занять столь высокий духовный пост. Но после долгих убеждений святой царицы Ирины и ее сына императора Константина Порфирородного, дал в конце концов свое согласие, выдвинув условие собрать очередной, VII Вселенский Собор.

Понимая, что в одиночку ему будет сложно справиться с ересью иконоборчества, святитель Тарасий разделяет ответственность за судьбу Церкви Христовой с Собором архипастырей, веря, что соборное мнение Церкви выскажет волю Божию.

Состоявшийся Вселенский Собор решительно высказался против сторонников иконоборчества, назвав их позицию ересью, и принял назад в Церковь покаявшихся епископов.

Глубоко веря в промысел Божий, святитель Тарасий считал своим долгом обличать греховные поступки людей, невзирая на их положение в империи.

Когда император Константин, желая совершить блуд и вступить в новый брак, подверг свою законную супругу оклеветанию с целью ее заточения, то столкнулся с твердой евангельской позицией Святителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»(Мф. 19, 6).

После этого Святитель попал в опалу, его перестали приглашать на императорские праздники, чиновники не хотели чтить его сан.

После устранения «помехи» император угрозами заставляет супругу принять схиму и находит конъюнктурного эконома Великой Церкви – священника Иосифа, который, переступив первосвятительское благословение, совершает венчание.

Закон земной преступить можно, но нельзя преступить закон Божий. Уже в следующем году нечестивый император был свергнут с трона и ослеплен, а священник отлучен от церковного общения.

Почил в Боге святитель Тарасий в 806 году, не перестав заботиться о своей пастве, прибегающей к нему в молитве и сегодня.

Священник Антоний Скрынников, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Ставропольского государственного педагогического университета